5 декабря 2021

160 лет со дня рождения художника Константина Коровина

Декорации к постановкам опер, картины, выставляемые в Третьяковской галерее, звание «первого русского импрессиониста», а также радикализм в борьбе с идущими против творческих нововведений и невероятное умение действовать людям на нервы. Да, Константин Коровин знал, как запомниться.

​5 декабря мы поздравляем первого русского импрессиониста со 160-м Днём рождения. Многие спектакли, балеты и оперы обязаны своей яркостью и живописностью декораций Константину Коровину – театральному художнику, педагогу и просто удивительной личности.


Решив пойти по стопам старшего брата, юный Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, однако спустя год перевёлся на отделение живописи. Там Коровин получил прозвище «Костенька-колорист», и не безосновательно: художник увлекался цветовыми экспериментами, его занимали такие художественные задачи, как соотношение тонов, характер наложения мазков и, – главное, – игра света. Позже работу молодого художника назовут «первой ласточкой русского импрессионизма». В роли «ласточки» выступит картина «Портрет хористки». К слову, когда Поленов спросил Коровина, слышал ли он что-нибудь об импрессионистах, тот только пожал плечами.

Изгрызя весь гранит науки в Москве, Коровин отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств с целью получить высшее образование. Правда, через три месяца Константин из этой самой академии ретировался, разочаровавшись в методах преподавания.

Работу над декорациями и костюмами Константин Коровин ставил в один ряд с живописью. Начал работу с декорациями он ещё в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. Помимо этого в 1900-х годах художник активно работал в театре создавая эскизы костюмов и декораций. Известны публике его декорации к таким постановкам, как «Кармен», «Русалка», «Фауст», «Садко», «Золотой петушок», «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» и многим другим популярным произведениям.

Креативность Константина Коровина била неутомимым гейзером во всех аспектах жизни.
Однажды, работая над постановкой балета «Дон Кихот», Коровин решил отказаться от традиционных пачек и классических причёсок, а в процессе подготовки сцены выбрал диагональную композицию, вместо симметричной. В лучших традициях ситуаций с «непризнанными гениями», новшества далеко не всем участникам постановки пришлись по вкусу. Говорят, что маляры специально заливали декорации краской, а артисты противились странным костюмам и даже рвали их.

Но Коровин был лицом экстраординарным, а современные проблемы, как водится, требуют современных решений: художник приобрёл себе револьвер и носил его с собой на цепочке, во избежание новых бунтов. С тех пор ни один костюм и элемент декорации не пострадали.

Привезённый с северного полюса морж, любовь к бархатным жилеткам в комплекте со множеством перстней, обида на друга-певца в лодке – далеко не полный перечень чудачеств Константина Коровина.

И любой музыкант просто обязан знать имя этого экстраординарного гения!